Уведомление о проведения общественных обсуждений проекта Концепции комплексной переработки Водного кодекса Республики Беларусь

Уведомление о проведения общественных обсуждений проекта Концепции комплексной переработки Водного кодекса


Республики Беларусь


 


Наименование объекта общественного обсуждения: проект Концепции комплексной переработки Водного кодекса Республики Беларусь.


Скачать: проект Концепции


Организатор публичного обсуждения: Республиканское унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов» (РУП «ЦНИИКИВР»)


220086, г. Минск, ул. Славинского, 1/2а, тел. (017) 272 05 23


Контактное лицо: Голод Юлия Васильевна, научный сотрудник отдела нормирования воздействия на окружающую среду, тел. (017) 373-00-32


 


Место размещения проекта Концепции комплексной переработки Водного кодекса Республики Беларусь:http://www.cricuwr.by/public/


 


Дата начала и окончания проведения публичного обсуждения: начало 17.01.2023, окончание 16.02.2023 включительно. Замечания и предложения направлять на электронный адрес golod@cricuwr.by с пометкой «Общественные обсуждения».


 


Нормативный правовой акт, в соответствии с которым проводятся общественные обсуждения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2016 г. № 458 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически значимых решений».


 


Обоснование необходимости принятия проекта Концепции:


Анализ законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь, относящегося к предмету правового регулирования, а также практики правоприменения Водного кодекса в действующей редакции свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в этой области. Формирующиеся тенденции устойчивого водопользования в контексте изменений климата, принятие ряда стратегических документов, определяющих основные направления развития системы управления водными ресурсами, проводимые современные научные исследования в области использования и охраны вод, анализ практики правоприменения действующей редакции Водного кодекса, а также наличие пробелов в законодательстве об использовании и охране водных ресурсов, устаревших либо недостаточно эффективно действующих норм вызывают необходимость внесения изменений в действующую редакцию Водного кодекса. В кодификации нуждаются такие направления, как экономическое регулирование рационального использования и охраны вод, международное сотрудничество.


В совершенствовании нуждаются направления, регулирующие вопросы предотвращения истощения водных ресурсов, специального водопользования, очистки сточных вод, учета вод, системы мониторинга вод, ведения государственного водного кадастра, реестра поверхностных водных объектов, реестра гидротехнических сооружений, вопросы эксплуатации водохозяйственных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств, эксплуатации водохранилищ.


Проект документа направлен на реализацию и совершенствование общественных отношений в области рационального (устойчивого) использования и охраны водных ресурсов с учётом наработанной практики правоприменения и перспективной практики управления водными ресурсами в условиях изменяющегося климата.


Проект включает в себя 16 глав.


В главе 1 «Общие положения» будут даны определения терминов и понятий, используемых в проекте Водного кодекса.


В главе 2 «Государственное управление в области охраны и использования вод» будут определены органы, осуществляющие государственное управление в области охраны и использования вод, полномочия в этой области Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, а также компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды) и иных специально уполномоченных республиканских органов государственного управления. Будут закреплены полномочия местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов в области охраны и использования вод. Нормы данной главы позволят четко закрепить компетенцию государственных органов и разграничить их полномочия.


В главе 3 «Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны и использования вод. Бассейновые советы» планируется закрепить права и обязанности граждан и общественных объединений, установить нормы, направленные на обеспечение и защиту права на благоприятную окружающую среду. В главе также планируется определить место, роль и функции бассейновых советов в системе управления водными ресурсами в стране.


В главе 4 «Нормирование в области охраны и использования вод» будут установлены и раскрыты основные требования к нормативам в области охраны и использования вод, нормативы допустимого воздействия на них, а также требования к разработке и установлению таких нормативов.


В главе 5 «Проектирование, возведение, ликвидация, приемка в эксплуатацию поверхностных водных объектов и объектов, оказывающих воздействие на водные объекты» будут установлены основные требования экологической безопасности при проектировании, возведении, ликвидации поверхностных водных объектов и объектов, оказывающих воздействие на водные объекты; определены условия приемки в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов, оказывающих воздействие на водные объекты.


Будет урегулировано возведение и ликвидация прудов-копаней, расположенных в границах земельных участков граждан, что позволит упорядочить данный вопрос на законодательном уровне.


В главе 6 «Водопользование» будут консолидированы вопросы классификации видов и способов водопользования, раскрыты основные требования по каждому виду водопользования (общее, специальное, обособленное), закреплены права и обязанности водопользователей.


В главе 7 «Пользование водными объектами» будут закреплены цели и правовые основы пользования водными объектами. Кроме того, более детально будут урегулированы вопросы и раскрыты основные требования по каждой цели пользования водными объектами с учётом приоритетности использования воды для хозяйственно-питьевых нужд по отношению к другим целям водопользования.


В главе 8 «Эксплуатация водохозяйственных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств» планируется урегулировать вопросы эксплуатации гидротехнических сооружений и устройств, включая ведение реестра гидротехнических сооружений, а также закрепить требования по эксплуатации водохранилищ, поскольку вопрос комплексного управления водохранилищами в настоящее время законодательно не урегулирован.


В главе также планируется усовершенствовать нормы, регулирующие требования к документации, необходимой при осуществлении эксплуатации водохозяйственных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств.


В главе 9 «Виды сточных вод. Требования к сбросу и очистке сточных вод. Пользование водными объектами для сброса сточных, карьерных (шахтных, рудничных), дренажных вод. Закачка (нагнетание) вод в недра» будут консолидированы вопросы, касающиеся классификации сточных вод, требований к сбросу сточных вод в окружающую среду, а также требования к очистке сточных вод.


В главе 10 «Охрана водных объектов» будут определены правовые основы и общие требования по охране вод, а также более детально урегулированы вопросы охраны поверхностных вод, охраны подземных вод и вопросы предотвращения истощения водных объектов.


Глава также будет регулировать вопросы установления водоохранных зон и прибрежных полос и порядок режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах.


В главе 11 «Экономическое регулирование рационального использования и охраны вод» планируется урегулировать вопросы экономического механизма водопользования, финансовых и иных гарантий выполнения природоохранных мероприятий и возмещения возможного причинения вреда окружающей среде в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности.


В главе 12 «Мониторинг водных объектов» планируется усовершенствовать нормы, регулирующие вопросы наблюдения за состоянием водных объектов и их компонентов, используя различные виды мониторинга.


В главе 13 «Учет добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду. Государственный водный кадастр. Реестр поверхностных водных объектов» будут установлены и раскрыты основные требования по ведению учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод, сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду; воды, используемой в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, а также требования по учету воды по целям водопользования.


В главе 14 «Самовольное водопользование. Самовольное выполнение работ на водных объектах. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании вод» планируется закрепить вопросы ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании вод, в том числе при осуществлении самовольного водопользования. Нормы об ответственности за нарушение водного законодательства будут отсылочными к нормам административного, уголовного и иного законодательства.


В главе 15 «Международное сотрудничество» планируется установить правовые основы осуществления международного сотрудничества в области использования и охраны трансграничных водных объектов, а также закрепить основные направления такого сотрудничества, поскольку трансграничный характер водных ресурсов требует, как двухстороннего сотрудничества с другими государствами, так и многостороннего – в рамках международных договоров и конвенций.


В главе 16 «Заключительные положения» будут содержаться переходные положения, перечень законодательных актов, утративших силу, поручения о приведении законодательства в соответствие с Водным кодексом, принятии иных необходимых мер, направленных на реализацию требований Водного кодекса, а также нормы о вступлении Водного кодекса в силу.


Характер возможного экологически значимого решения:


Согласно нормам пункта 10 Главы 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» для указанного вида программных документов проведение стратегической экологической оценки не требуется. В проекте Водного кодекса Республики Беларусь планируется закрепить при определении экологического состояния (статуса) водных объектов (их частей) необходимость определения такого статуса и для подземных вод.


В условиях изменения климата необходимо усиливать контроль за состоянием поверхностных водных объектов в части сохранения в них минимально допустимого уровня стока, поскольку отсутствие правового регулирования в данной области приводит к истощению водных объектов и ухудшению их экологического состояния (статуса). Таким образом, в проекте Водного кодекса Республики Беларусь будут более детально урегулированы вопросы специального водопользования и определена юридическая сила заключения о возможности изъятия заявленных водопользователями объемов поверхностных вод. В части требований к сбросу сточных вод в окружающую среду предлагается в проекте Водного кодекса Республики Беларусь расширить перечень ограничений на сброс сточных вод для проектируемых объектов при сбросе во временные водотоки, пересыхающие участки водотоков, а также в водотоки (участки водотоков), которые в соответствии с данными государственного водного кадастра имеют «очень плохое» или «плохое» экологическое состояние (статус). Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь обеспечивает наблюдение, оценку и прогноз состояния водных объектов, однако существует необходимость совершенствования системы организации мониторинга поверхностных вод с введением научно-исследовательского мониторинга для изучения и оценки экологического состояния (статуса) поверхностных водных объектов (их частей) при отсутствии наблюдений в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды.


 


Замечания и предложения можно направлять организатору публичного обсуждения с 17.01.2023 по 16.02.2023 включительно на электронный адрес:  golod@cricuwr.by с пометкой «Общественные обсуждения».


Контактное лицо: Голод Юлия Васильевна, научный сотрудник отдела нормирования воздействия на окружающую среду (017) 373-00-32